Тенденции рынка запчастей

На фоне финансового кризиса и девальвации национальной валюты происходят и структурные изменения на рынке комплектующих. В соответствии с последними данными, в 2015 году первичный автомобильный рынок в Российской Федерации упал на 35,7 %. В существенной мере такое падение вызвано еще и тем фактором, что в трудных финансовых условиях большинство людей не могут позволить себе покупку нового авто, поэтому они вынуждены максимально эксплуатировать свой старый транспорт. В результате этого наравне с падением первичного рынка наблюдается значительный рост вторичного рынка запчастей.

И хотя такое увеличение продаж является тенденцией последних 5-6 лет, его темпы не так уж и велики – не более 2 % в год. При этом на фоне девальвации рубля общая стоимость рынка уменьшилась на 3 % и на сегодняшний день составляет 22 млрд долларов.

Какие запчасти покупают?

В первую очередь увеличились продажи автомобильных комплектующих низкого ценового сегмента. Среди более 40 млн транспортных средств, зарегистрированных в России, более 19 млн составляют машины, выпущенные до 2005 года. Их владельцы главным образом обращают внимание на цену запчасти, поскольку обслуживание старых авто обычно обходится намного дороже ухода за новым. Кроме того, учитывая финансовые проблемы, стоимость комплектующих становится единственным критерием для большинства автолюбителей.

В первую очередь данная тенденция касается дорогих деталей – кузовных частей, автостекол. Однако аналогичные процессы актуальны и для более дешевых товарных групп – электрооборудования, трансмиссии, подвески, тормозов. Владельцы старых авто стараются подобрать наиболее дешевые варианты, которые могут не отличаться исключительным качеством, но могут дать машине еще кое-какой запас хода. При этом владельцы авто представительского класса не так активно спешат перейти на более дешевые комплектующие, предпочитая качество цене. Такая же тенденция наблюдается и по расходным материалам – фильтрам, маслам, свечам, колодкам и др. Данные товары не отличаются высокой стоимостью, поэтому разница в цене между продукцией известных фирм и их некачественными аналогами не такая уж и большая. В таком случае водители все же стараются отдать предпочтение надежности, а не доступности, желая один раз выложить немного большую сумму и надолго избавиться от хлопот, связанных с ремонтом.

Также повышенного внимания заслуживает постоянно увеличивающееся количество нелегально ввезенных в страну запчастей и контрафактной продукции. «Черные» детали существенно отличаются по стоимости, что привлекает покупателей. Однако приобретение таких товаров у неофициальных дилеров может привести к весьма неприятным последствиям. Если покупка нелегально ввезенной запчасти в первую очередь вредит государству и производителю, то покупка и установка поддельной детали может нанести серьезный вред автомобилю. В соответствии с данными исследований рынка доля контрафактной продукции на рынке комплектующих составляет более трети всех товаров.

Работает ли импортозамещение?

В условиях экономической нестабильности российское правительство сформировало концепцию импортозамещения, которая распространяется и на рынок автомобильных комплектующих. Однако на сегодняшний день ее практическая реализация проходит не так успешно. В первую очередь это вызвано тем, что лишь малое количество отечественных предприятий способно развернуть полномасштабное производство, соответствующее всем требованиям, и еще меньшее – выпускать детали для иномарок. Кроме того, комплектующие, изготовленные на российских заводах, часто имеют довольно высокую стоимость по сравнению с теми же китайскими аналогами. В такой ситуации, когда потребители стараются найти наиболее оптимальное сочетание цены и качества, отечественные комплектующие не пользуются особой популярностью и не способны удовлетворить постоянно меняющиеся потребности рынка.

Проблемы и перспективы

Ситуация, которая сложилась на рынке, является достаточно сложной не только для владельцев транспортных средств, но и для магазинов, станций технического обслуживания и производителей, которые обычно продают детали автомобилистам. Для сохранения клиентов и собственных позиций на рынке зачастую они вынуждены жертвовать частью своей прибыли, чтобы сделать стоимость продукции более доступной для широкого круга покупателей.

С другой стороны, в таких условиях СТО, магазины и производители имеют все возможности для укрепления своих позиций на рынке. Это достигается за счет повышения качества, на которое ориентируются владельцы дорогих авто, и позволяет успешно балансировать между ценой и качеством услуг для клиентов, не ориентированных на премиальный сегмент. Кроме того, в таких условиях все более актуальными становятся различные маркетинговые инструменты (всевозможные акции, скидки, программы лояльности), которые позволят увеличить или хотя бы сохранить количество клиентов и уровень прибыли.

Поэтому, учитывая непосредственную зависимость рынка от финансовой ситуации в стране, нынешние тенденции будут сохраняться. Это касается роста рынка автозапчастей, ориентации конечного покупателя на максимально доступный продукт, увеличения процента нелегально ввезенных и поддельных деталей. Все участники вынуждены приспосабливаться к новым условиям и по возможности сохранять или даже улучшать свои позиции.

Очевидно, что такие тенденции будут продолжаться не всегда. Тем не менее, до тех пор, пока не произойдут изменения в экономических показателях, перемен ожидать не стоит.